1379. Уважаемый о.Александр! Очень важно. Прошу Вас разъяснить мне некоторые недоумения. В ответе на мой вопрос № 1372 Вы ответили, что момент водушевления нового живого организма происходит во время зачатия,т.е. слияния двух гонадных клеток. Если я правильно понял- именно в этот момент Дух Святый зарождает новую жизнь. Но тогда получается, что любой лаборант лаборатории ЭКО «командует» Им, выбирая место и время соединения двух клеток in vitro. Недоумения у меня вызывают разночтения Вашего ответа с текстом Священного Писания, где сказано, что «душа всякого тела есть кровь его» (Лев.17;14) Причём древнееврейское слово נפֶש , переведённое в синодальном переводе как «душа» имеет значение «жизнь» -(см.словарь Стронга). Раз в крови есть жизнь, которой кропили жертвенник, означая, что жизнь жертвы отдавалась Богу вместо грешника, то Писание и говорит, что «без пролития крови не бывает прощения» (Евр.9-22). Вместе с тем у зиготы нет самостоятельного тока крови, а пока его нет она может рассматриваться как часть женского организма. Аргументируйте пожалуйста Ваш ответ. Почему Вы считаете так как ответили? Не логичней ли считать моментом водушевления начало сердечных сокращений у зародыша, которые случаются в неведомое и неподвластное нам время, (где-то на 4-5 нед. беременности). и которые означают, что да, у этого плода есть своё сердечко, есть своя кровь, а значит и своя жизнь
Согласно Концепции РПЦ: «С момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно» (ХII, 2), независимо от того, зарождение жизни прошло в лаборатории, или в утробе матери.
6.1.1. Происхождение души и тела
Душа и тело происходят из одного начала, одновременно. Но это не абсолютный принцип, а лишь утверждение, что ни душа сама по себе, ни тело само по себе не предваряют друг друга в происхождении и не существуют друг без друга.
Святитель Григорий Нисский говорит:
«Ни душа прежде тела, ни тело без души… но единое начало у обоих»[351].
«Не предшествуют души телам, как учат манихеи…» [352] –
полемизирует Псевдо-Афанасий. Так же и преподобный Иоанн Дамаскин:
«…Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом – другое, как пустословит Ориген» [353].
Ориген, как мы уже видели, считал, что души сотворены были прежде мира, и в каждом человеке
«…душа предшествует телу, а тело – это кожаные одежды» [354].
Так же учили Феодорит Киррский:
«Душа создана вместе с телом…» [355],
и святитель Григорий Палама:
«Душа, содержа тело, с которым вместе создана…» [356],
и преподобный Исаак Сирин:
«Невозможно, чтобы душа получила бытие и была рождена без совершенного образования тела с его членами» [357].
Таким образом общее православное учение утверждает одновременность рождения души и тела. Здесь мы видим противоречие идее предсуществования душ, что очень значительно для православной антропологии. Но отсюда можно сделать еще один очень важный и далеко идущий вывод. Если душа образуется Господом вместе с образованием тела, то, следовательно, зародыш человека есть человек. Значит, нет никакой стадии эмбрионального развития, на которой зародыш мог бы рассматриваться не как человек. Зачатое есть человек, и на него, на эмбрион должны распространяться все нравственные отношения между людьми. Этот вывод является одним из оснований православной биоэтической концепции, которая оформляется сейчас в Русской Православной Церкви.