Facebook
Останні фото
1102 1115 1117 1110
Архів

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Афон

На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.

– Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?

– Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми… И везде я нахожу благодатных людей.

– Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?

– Главная роль женщины – это материнство. Второе – должна мироносицей быть – помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.

– Как Вы относитесь к интернету, к чатам?

– Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет – очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» – через интернет.

– Как Вы пришли в монашество?

– Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный…

Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на Святую Гору, впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.

Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался…

– Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?

– То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.

– Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?

– Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.

– Как избавиться от страстей?

– Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, – говорит, – и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.

– Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?

– Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.

– Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?

– У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.

– Можно ли молиться о животных, и каким святым?

– Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой… Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это – нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным – страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.

Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, – говорю ей. – Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»

– Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?

– Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!

Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.

– Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?

– Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 – 17), – апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость – первый плод Иисусовой молитвы.

– Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?

– Если дети маленькие, не мучайте их – не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.

– Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?

– Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.

– Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?

– Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.

– Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?

– Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.

– В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?

– Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.

– Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?

– Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, – это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны – все это аскетическое выражение служения Богу.

– Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?

– Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.

– С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?

– С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

– Что делать, когда нет сил молиться?

– Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.

– С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?

– Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.

– Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и что нужно сделать, чтобы ее отменили?

– С духовной точки зрения мы со смертельными приговорами не согласны. Церковь, с одной стороны, против нарушения закона, но, с другой стороны, хочет помочь преступнику измениться. Общество никакой пользы не получает от того, что человека сажают в тюрьму. Преступник должен понять, что он сделал неправильно. Без покаяния он, выйдя на волю, опять совершит преступление.

– Я преподаю культурологию и философию. Вот Вы говорите о духовности. Но духовность Православия, буддизма и ислама различается, и диалог строить между ними трудно?

– Наша духовность сильно различается. У мусульман и буддистов другая культура. В Коране у мусульман не найдете места, где бы предписывалось любить своих врагов. Наоборот, когда врага убиваешь, тогда идешь в рай, потому что – говорится в Коране – если убиваешь неверного (а таким является каждый немусульманин), – уменьшаешь зло в мире. Поэтому терроризм в своей основе имеет мусульманство.

– Вы сказали, что главное наше богатство – Православие. Но у нас в Беларуси есть и католичество, и протестантство. И все говорят о толерантности не только как о черте межцерковного диалога, но и как о черте человеческого характера.

– Говоря о Православии, мы не пренебрегаем людьми – католиками или протестантами, мы говорим о духовных позициях этих церквей. Мы не враждуем против инославных. Но мы живем в Православии, переживаем правильность Православия, поэтому вправе открыто говорить об этом.

На Святую Гору приезжают очень многие монахи-католики, и когда видят там во всей полноте православную духовность, говорят, что вы, православные, сохранили истину, а мы ее исказили. Нет у католиков и протестантов аскезы, они ее променяли…

Обратимся к истории католичества. В 1054 году была схизма. И со временем, если заметите, они постоянно что-то убавляют, убирают и меняют: то посты им не нужны, то календарь не тот, то поклоны не нужны, молитва – со временем вообще ничего не останется.

Основной чертой христианской Церкви всегда была аскетичность, Доказательством этому является то, что Христос сразу после крещения ушел в пустыню и постился там сорок дней и сорок ночей. И вот эту аскезу как духовную практику сохранила только Православная Церковь.

– Расскажите о вашем пути в монашество?

– У нас монахами могут с 18 лет становиться. На Афоне, по большей части, молодые монахи. Я самый старый, послушником стал на Святой Горе в 1981 году. Тридцать лет, а воз и ныне там…

– Мы живем уже более 10 лет в XXI веке. Казалось, в новом тысячелетии все будет по-другому… но по-прежнему всем заправляют политики. У нас Церковь отделена от государства, но многие политики позиционируют себя наравне с церковнослужителями.

Имеет ли право Церковь воззвать к благоразумию политиков? Мы следим за ситуацией в Сербии, в Сирии, в Иране… Не секрет, что власть имущие готовы развязать новые войны.

– Мир не в руках политиков, а в руках Божиих. Горе нам, если было бы иначе. Церковь делает, что может. Вселенский патриарх неоднократно общался с политическими деятелями Америки, России, других стран… Были очень долгие беседы, но голос Церкви не был услышан.

– Наша страна занимает одно из первых мест по психическим заболеваниям. Скажите, пожалуйста, что думает Церковь о лечении таких больных? Это касается и молодежи, среди студентов есть большое количество людей, которые находятся в пограничном состоянии. Как им помочь?

– Первое место в мире?

– Четвертое: в интернете написано.

– Основная проблема в том, что у людей нет связи с Церковью, они не живут церковной жизнью. Только благодать Божия может поддерживать психическое здоровье человека. Ведь, как правило, психических больных не лечат, а при помощи медикаментов держат в состоянии получеловека-полуживотного, просто чтобы не было хуже. Тут только Церковь может помочь – тем людям, которые к ней искренне обращаются за помощью.

Вы, преподаватели, должны вести духовную жизнь, чтобы вдохновлять и воскрешать своих студентов, спасать их от проклятия меланхолии, депрессии и стрессов.

(Продолжение в следующем номере)

http://orthodox-newspaper.ru/numbers/at53549

 

Комментарии запрещены.