Останні фото
1102 1115 1117 1110
Архів

Прот. Александр Голод: Случайности или чудеса острова Корфу?

Прекрасными видами из иллюминаторов самолёта встретил нас остров Корфу. Горы полностью покрыты различной растительностью, морская спокойная вода нерукотворным ковром расстилались как бы для приезда дорогих гостей. Всё это было лишь началом тех чудес, да-да именно чудес, которые мы смогли ощутить здесь на себе. Яркое солнышко, небольшой прохладный ветерок, радостные лица встречающих и вот, наблюдая за великолепными морскими пейзажами из окон автобуса, мы подъезжаем к гостинице. Что же готовит нам таинственный остров?   Хотелось бы в первую очередь посетить храм, где находятся мощи святителя Спиридона, но по программе поездки на завтра запланированы другие экскурсии. Что ж на всё воля Божья, поедем к святому угоднику позже. Но вдруг, во время ужина планы меняются. На следующий день мы не только приложились к мощам святителя, но ещё и смогли пообщаться с первосвятителем Митрополитом Нектарием. Также удалось получить у него благословение на совершение богослужения в храме возле мощей духовного покровителя острова. Следующий день пребывания на острове начался с молитвы. Литургия была особенная. И хотя всё в основном пелось и читалось на греческом языке, но дружеские жесты отца Евангелиоса, пение вместо греческого «Кирие, элейсон» нашего «Господи, помилуй» до слёз наполняли душу и сердце действительно пасхальной радостью. Служба пролетела «на одном дыхании». Потом же радушный приём у отца Евангелиоса, чашечка греческого кофе и мы продолжаем путешествие. Часто человек создает какие-то планы, ставит перед собой определенные задачи и старается осуществить их. К сожалению, мы не всегда чётко осознаем, что нам полезно и нужно именно сейчас. Поэтому, иногда боремся с «ветряными мельницами», иногда строим «вавилонские башни», иногда скорбим о том, о чём надлежало бы радоваться. И вот именно здесь, на Корфу, я убедился, что необходимо не только составлять планы и говорить: «Я сделаю то, или другое»,- а научиться принимать то, что Господь посылает нам. Помолившись у св. Спиридона, казалось, больше чего-то особенного тут не увижу. Но на самом деле остров не переставал преподносить приятные неожиданности. Так как после литургии было ещё много времени до вечера, мы отправились во Влахернскую церковь. Приветливый таксист помогает погрузить вещи, и вот мы, рассматривая достопримечательности острова, едем к своей цели. Но вдруг возникает спонтанное решение посетить церковь святых Иасона и Сосипатра, возле которой мы проезжали. Водитель любезно соглашается сделать небольшую остановку. Подходя к храму, мы увидели служителя, который уже собирался закрывать церковь, но, заметив нас, дружелюбно пригласил всех посетить святыню. Оказывается, ещё бы минута и мы стояли бы возле закрытых дверей храма. Церковь эта очень древняя и в ней сохранились частично старинные фрески. Что ещё было особенного в этой незапланированной остановке, выяснилось немного позже. Именно в этот день праздновалась память святых Иасона и Сосипатра. «Дивны дела Твои, Господи», а мы продолжаем путешествие. В этот день мы посетили, конечно же, и Влахернскую церковь, которая, как маяк на море, приводит людей к спасению. Ведь расположена она прямо на воде. Посетили мы также монастырь, расположенный в каких-то 500-ах метрах от Влахернской церкви, но к нему пришлось плыть на катере. Там нас встретил прекрасный павлин, который как хозяин важно обхаживал свои владения. Его перья так и играли на солнце разноцветными цветами радуги. Монастырь сам по себе небольшой, в нём есть всего лишь один монах. Особенно поразил великолепный вид отсюда на море и город. Под огромным впечатлением всего, что произошло в этот день, мы прибыли в гостиницу. Что же ожидает нас дальше? Следующий день начался переездом в другую гостиницу. Что ж, посмотрим ещё немного природу острова, некоторые достопримечательности, возможно, посетим какие-то храмы. Но, казалось бы, за три дня пребывания на острове все основные места мы уже посетили. Конечно же, это было совсем не так. По дороге в гостиницу нам показали местный гольф-клуб. Этим видом спорта я не увлекался никогда. Но здесь неожиданно мы увидели нескольких черепах, спокойно плавающих в природном водоёме. Чистый воздух, ровно подстриженные газоны, прекрасная природа острова — всё было каким-то родным, домашним. Так и хотелось снять обувь, походить по влажной от росы траве, присесть в тени какого- нибудь дерева и просто поразмышлять о чём-то прекрасном. Но времени мало, садимся в автобус и едем дальше. Вот мы и на месте. Расселение в гостинице не заняло много времени. Она оказалась намного больше предыдущей, а прямо перед входом была маленькая церквушка, но в честь кого или какого праздника она была освящена, я ещё не знал. А это, как оказалось потом, было ещё одно маленькое чудо и благословение. Но об этом немного позже. Так же в этот день отец Евангелиос, с которым вместе я служил литургию, предложил нам съездить в Ахилеон, дворец австрийской императрицы. Мы, конечно же, согласились. Величие дворца, архитектура, живопись, мраморные скульптуры не переставали удивлять своей красотой и изяществом. Мы проходили одну залу за другой и в каждой из них было что-то необычное. Всё напоминало о жизни и быте царской семьи. Не менее прекрасным был сад или терраса во дворе. Отсюда, как со смотровой площадки, можно было рассмотреть город и природу острова. А в эту пору года, в мае, Корф весь в зелени, так что наслаждаться этими прекрасными видами можно бесконечно. Но время не стоит на месте и мы движемся дальше. Впереди была поездка в монастырь в честь иконы Божией Матери «Платитера». Здесь мы приложились к чудотворной иконе, а отец Евангелиос рассказал о захоронениях, которые находятся в храме. Среди них были не только монашествующие, но и некоторые исторические личности, вложившие свой вклад в жизнь острова. Но особенно запомнился радушный прием, с которым нас встретил старец монастыря: широкая улыбка, распростёртые объятия, радостные приветствия. Было такое ощущение, что он увидел своих родных детей, которых не видел долгое время. А ведь если задуматься, как часто нам в жизни не хватает именно таких дружеских взаимоотношений. Иногда не обязательно что-то говорить, подбирать какие-то слова, а достаточно подарить такой вот положительный заряд энергии и человек сразу начинает радоваться жизни, понимает, что он не одинок, что есть люди, которым не безразлична судьба других. И пусть вы больше не увидите этого человека, но то благословение, та часточка его любви останется надолго в вашем сердце. Гостеприимная братия монастыря не оставила нас и без угощения. Чашечка греческого кофе, сладкий лукум и мы, под шум автомобиля отца Евангелиоса, делясь впечатлениями, отправляемся обратно в гостиницу. Новый день не предвещал чего-то особенного. Ещё на приёме у митрополита мы узнали один интересный исторический факт. Когда переносили мощи святителя Николая в г. Бари в 14 веке, то по пути корабль, со святыми мощами на борту, останавливался на какое-то время возле берегов Корфу. Также на острове есть частичка мощей этого угодника Божьего. Сегодня же отец Георгий, с которым мы познакомились в митрополии, любезно согласился провести нас в храм, чтобы показать её. Но вначале мы решили приложиться к мощам святого Спиридона и получить духовное благословение на дальнейшее путешествие и паломничество по острову. И это было не зря. Здесь нас заметил Христос, который в делегации с десницей святителя Спиридона бывал во многих странах, в том числе и в Украине. Этот добрейшей души человек предложил выпить по чашечке греческого кофе, и всё дальнейшее пребывание на острове было тесно связано с ним. Во-первых, он пригласил на следующий день на торжественное воскресное богослужение, а после обеда пообещал свозить в монастырь Палеокастрицу. Все были очень рады этой встречи, а пока направились в церковь, чтобы приложиться к мощам святителя Николая. Отец Георгий нас уже ждал и радостно встречал на пороге храма. Но о том, сколько святынь есть в церкви, мы даже не догадывались. Приложившись к мощам святителя Николая, нам начали в различных ларцах выносить ещё частицы мощей святых: великомученика Георгия Победоносца, великомученика Пантелеимона, праведного Лазаря и других угодников Божьих. Был здесь и покровитель нашей Украинской земли – святитель Крымский Лука. От неожиданности не знали: на земле мы или на небе, а отец Георгий лишь приветливо улыбался. Он рассказал, что скоро сделают большую раку и разместят туда все эти святыни. Тогда каждый, придя в храм, сможет приложиться и помолиться возле мощей святых угодников. Поблагодарив отца Георгия, мы с особой духовной радостью и волнением покидаем церковь. Ещё в этот день мы взяли на несколько часов моторную лодку и совершили путешествие по воде к дому Джеральда Даррелла. Он в своё время прибыл на остров из Англии и проживал здесь со своими родными. Изучая природу Корфу, Джеральд оставил после себя книгу воспоминаний, расписав о животном мире острова, о тех интересных моментах, которые произошли здесь с их семьёй. Но само путешествие на лодке, обед в таверне, где я впервые попробовал октопусов (осьминогов), маленькая церквушка, расположенная прямо на скале возле берега, произвели намного большее впечатление, чем сам дом английской аристократической семьи. Следующий день, воскресенье, начался с богослужения в храме, где радостно нас встретил друг Христос. Богослужение отличалось особой торжественностью: величественно служил отец Евангелиос, красиво, под музыкальный аккомпонемент, пел хор. Литургия прошла, как и первый раз, «на одном дыхании». Выпив, по уже сложившейся традиции, чашечку греческого кофе у отца Евангелиоса, приложившись к мощам святителя Спиридона и поблагодарив святого за всё то, что было нам здесь дано и открыто, можно было со спокойной совестью возвращаться во вторник в Киев. Ведь времени до вылета оставалось немного и было неизвестно, сможем ли ещё прийти сюда. Но время чудес на острове ещё не закончилось. Во второй половине дня предстояла поездка в монастырь Палеокастрицу. Её, как вы помните, организовал для нас Христос и на своем автомобиле любезно согласился отвезти туда. По дороге он рассказал, что имеет друга, который за небольшую плату возит экскурсионные группы на метеоры. Конечно, желание съездить ещё и на материк было, но решиться на такую поездку за день до вылета было непросто. Поэтому мы решили вначале посетить Палеокастрицу, а дальше всё решится само собой, ведь здесь, на острове, к этому уже не привыкать. И, действительно, всё так и сложилось. По дороге из монастыря Христос увидел этого своего друга- экскурсовода Андреаса, который «случайно» встретился на нашем пути. Как выяснилось, на следующий день Андреас был занят, но ни на миг не раздумывая, отменил все свои дела и сказал, что ждёт нас утром на пристани, а Христос же все расходы за поездку взял на себя. Поэтому теперь, когда всё сложилось именно так, отказываться от поездки мы просто не могли, принимая её как ещё одно благословение святителя Спиридона. На следующий день утром Андреас уже ждал нас на пристани. Он взял в поездку также свою маму. Андреас с особым уважением относился к ней, а она, несмотря на свой уже не молодой возраст, была душой компании. Как выяснилось, мама поёт в одном из хоровых коллективов, которых очень много на острове. В определённые праздники все они выходят на улицы города и исполняют свои песнопения. И в этот день мама Андреаса ради нас пожертвовала очередной репетицией. Нам было очень весело и приятно общаться с этими людьми, и время, проведённое в пути, пролетело очень быстро. С особым дружеским отношением они относились к окружающим, как и многие другие жители острова, а поездку на метеоры сделали для нас незабываемой. Наши проводники в один день показали намного больше, чем это делают другие экскурсоводы. Невозможно описать о великолепии тех монастырей, о том, сколько сил, пота, крови и молитв было положено, чтобы создать прямо на скалах такие святыни. Насколько сильной была вера отшельников, монахов того времени можно только восхищаться. Посетив метеоры, мы вновь едем к пристани, садимся на паром и снова «домой», на остров Корфу. Поблагодарив за замечательную поездку Андреаса и его маму, возвращаемся в гостиницу. Вот и всё, завтра вылет. Но, побывав в разных местах, я даже не зашёл в церквушку возле гостиницы. Но было поздно и её уже закрыли. Из-за темноты и вьющихся растений я не смог прочитать даже её названия. Что ж, будет повод прийти сюда перед выездом из гостиницы. И вот наступил сам день вылета. По уже сложившейся здесь «случайности», а случайностей не бывает, Христос назначил нам встречу в храме, чтобы отдать кое-какие вещи. Поэтому перед вылетом мы смогли, придя в церковь, приложиться к мощам святителя Спиридона и поблагодарить его за все то, что увидели здесь, за тех добродушных людей, с которыми смогли познакомиться и за те «чудеса», которые ощутили на себе. Мы были очень рады, что смогли ещё раз посетить этот храм, попрощаться с отцом Евангелиосом, с добродушным Христосом, который одним своим сияющим видом поднимал настроение. Время, проведённое на острове, пролетело как одно мгновение, и вот мы уже с вещами возле автобуса. Как раз время, чтобы посетить таинственную церквушку на территории и получить последнее благословение перед вылетом. Сейчас она открыта, можно зайти внутрь и тихонько помолиться. А называется церквушка «Святой Афон». Снова «случайность» или ещё одно маленькое чудо? Забегу немного вперёд, по приезду в Киев меня пригласили в поездку на гору Афон, которая должна была состояться через месяц. Так вот что за последнее благословение несла в себе таинственная церквушка. Слава Богу за всё. Вот мы и в аэропорту, пришла пора прощаться. За неделю, проведённую на Корфу, мы стали очень близки друг другу. Здесь все мы, совершенно разные по чертам характера и жизненным убеждениям были как единое целое. Вместе мы завтракали и ужинали, делились своими впечатлениями. Время для нас как будто бы остановилось и было только настоящее. Остров Корфу запомнился мне, как остров любви и радости. Поэтому, и грусть прощания была мимолётной. Ведь вскоре мы увидимся с родными и близкими, которые с нетерпением ждут нас. А на остров уже приземляется с Украины самолёт с новой группой. И уже через несколько минут для провожающих нас и прилетевших гостей острова будет снова радость встречи, новых впечатлений и новых чудес…