О КРЕСТЕ И БОЛИ Архимандрит Андрей (Конанос)
Окончание. Начало см.: О тайне креста
Каждый несет какой-то крест. Болезни: то ты был здоровым, то вдруг заболеваешь раком и начинаешь сходить с ума. Женишься, а через полгода жена умирает. Или муж. Брак продолжительностью в 6 месяцев, я помню такой случай. Понимаешь? Рождается ребенок с проблемами, и ты с седьмого дня после родов бегаешь по врачам. Что всё это такое? Твоя жизнь вдруг резко меняется.
Или выходишь в парк со своим парализованным ребенком, а вокруг все на тебя смотрят, ты чувствуешь себя неуютно и говоришь себе: «Да, это мой ребенок! И мой крест. Доколе? Не знаю. Врачи сказали, что уже так и будет». Ну разве это не крест?
А у кого-то нет работы. Он просыпается утром, хочет поехать на работу, но ее нет, ищет, но найти ее нелегко. Разве это тоже не крест?
Третий из кожи лез, чтобы поступить в вуз, получить диплом. И вот он наконец гордится, что закончил университет, устроил праздник в честь того, что стал дипломированным специалистом. А что делать дальше с этим дипломом? Он радуется, глядя на него. И идет работать в супермаркет, режет сыр в отделе молочных продуктов. У меня есть такой друг, поэтому я и говорю тебе об этом. Разве это не малые кресты, разве не боль? Я это хотел сказать.
Куда ни пойди, всюду встретишь крест, что ни делай, всё равно понесешь крест по жизни. Всё, это закон, другого пути нет.
Если будешь совершать грехи, то в конце обязательно понесешь крест. На дне греха тебя ожидает горечь. То есть Бог не волнуется, Он говорит: «Оставь его, что бы ни вытворял этот ребенок, как бы далеко ни зашел, во что бы ни впутался, как бы ни испортился, он придет в себя. Что-нибудь его приземлит, плавно или нет, но он в любом случае приземлится».
Если делаешь ошибки, ты потом заплатишь за это. Если совершаешь грехи, потом испытаешь боль. Я видел это на многих, которые приходят, ропщут и говорят:
– Мы несем крест.
Но стоит немного вникнуть в их жизнь и в прошлое, посмотреть, как они жили, как росли, то тут же увидишь грехи и небрежение. А они потом говорят: «Я несу крест»! И я говорю такому:
– Да какой крест ты несешь, дорогой? Какой крест? Это ты называешь крестом? Разве тебе его давал Бог? Это же твои ошибки, за которые ты сейчас расплачиваешься.
То есть: а чего ты хотел? Прогулял свою молодость в блуде, пьянстве, ночных похождениях и хочешь, чтобы сейчас всё шло как по маслу? Да еще обвиняешь Бога, говоришь, что ты мученик, несешь крест. А посылал ли тебе Бог этот крест? Ты же сам себя разрушил.
Так что давайте делать разницу между тем, что значит «несу крест» и что – «пожинаю последствия собственного разгильдяйства и выбора». Не все кресты благословенны, освящены и отмечены благодатью и сиянием Честного Креста.
Одна дама приходит ко мне и говорит:
– На работе все ведут себя со мной как-то странно, не разговаривают со мной, воюют против меня.
С некоторыми людьми действительно воюют, хотя они ни в чем не виноваты, но есть такие, которые просто напрашиваются на это. И что же получается? Покопаешься немного, чтобы посмотреть на жизнь такого человека, и видишь там капризы и своенравие. И люди, не вынося твоего характера, естественно, относятся к тебе не слишком хорошо. А ты потом садишься и думаешь: «Я несу крест!» Вместо того, чтобы сказать: «Я – крест для другого», – говоришь: «Я несу крест», то есть чувствуешь себя мучеником и героем, не имеющим равных! Вместо того, чтобы спросить себя: «А почему я такой? Почему у меня такой характер? Почему я создаю людям трудности? Почему я своенравный, эгоистичный и упрямый?»
Вместо того чтобы сказать: «Я – крест для другого», ты говоришь: «Я несу крест». Поищи проблемы в себе
Поищи всё это в себе. У тебя есть проблема. Это не гонение за Христа, потому что Господь говорит: «Блаженны изгнанные за правду» (Мф. 5: 10) и в другом месте: «ради Меня и Евангелия» (Мк. 8: 35). Тебя гонят не за Господа и Евангелие, а за твою глупость. Я тебя не комментирую, не делаю замечаний, но если у меня тяжелый характер и меня никто не выносит, я не могу говорить: «Я несу крест ради Господа».
Вот, к примеру, женщина, которая дома ведет себя с норовом, и в церковь ходит, и дома создает всем трудности. Говорит резко, придирчива, ссорится постоянно, всех поправляет, всех старается загнать в свои схемы и хочет заставить мужа есть пищу без растительного масла, когда он не привык поститься даже в Страстную седмицу, но она хочет от него всего и сразу! А потом, когда муж скажет ей: «Сегодня ты туда не пойдешь, я тебя не пускаю», – она начинает нервничать и говорит:
– Я несу крест с этим моим мужем!
Но ты же его сама спровоцировала. А тогда что это за крест? Крест – это тот крест, который дает тебе Христос. Когда ты хороший, а тебя преследуют, это будет крест правды, славы, мученичества. Когда ты смиренный, а на тебя клевещут, когда ты нестяжательный, а тебя называют сребролюбцем, эгоистом. Когда ты чистый и беспорочный, хранишь воздержание и девство, а тебя называют блудником, грешником и порочным. Вот это крест, когда на тебя клевещут. Господь это видит, и Ангелы удивляются сиянию души этого человека.
Святой Нектарий Эгинский нес крест, он был святым и смиренным, а его называли порочным и властолюбивым, клеветали на него. И пока нес крест, он не говорил. Внешне его все преследовали, а в душе у него был Господь, Который услаждал ему боль и превращал горький житейский яд в сладкий сироп. Знаешь, что перенесла душа этого святого? И сколько он плакал в своей комнате в Эгине, когда после дневных гонений наступал вечер? Да?
Сейчас мы говорим об этом и поражаемся, но это были святые люди. Если ударить святого, ему тоже будет больно, и если вонзить ему нож в сердце, он тоже почувствует боль, вскрикнет. И святой Нектарий это чувствовал, но всё выносил. Святые тоже не бесчувственны. Чтобы ему сказали, что он порочный, а он думал: «Ничего страшного, это ко мне не относится», – это им дорогого стоило. Он думает: «Я человек, мне больно, но, Господи мой, ради Тебя и глядя на Твои раны я это принимаю сейчас. Смотрю на Твой терновый венец и говорю себе: молчи! Меня еще не оплевали, как Христа. На меня не водружали тернового венца, как водрузили на Господа, меня не ударили, мне не вбили гвоздей в руки. Я люблю, потому что люблю Иисуса Христа, а боль испытываю потому, что Ты с самого начала сказал мне, что “рядом со Мной будешь испытывать боль”».
Господь не скрывал от тебя правды и сказал:
– Если придешь ко Мне, пройдешь через испытания и боль.
Заплачешь, тебе будет тяжело, дойдешь до предела, наглухо закроешь окна, чтобы тебя никто не услышал, когда закричишь, и испустишь вопль:
– Боже мой, я больше не могу, спаси меня!
И будешь биться головой об стенку от боли, муки, безысходности, от всего. Но Господь тебе об этом сказал. И ты взываешь:
– Зачем всё это?
А Господь отвечает:
– Затем, чадо Мое, что ты за воротами рая. А на этой земле, в которой живем, мы не можем спастись иначе как через боль.
Это тайна.
Говорю тебе снова, что иначе не получится: в этом мире, в котором живем, мы будем испытывать боль. Крест – это тайна, а если это тайна, то ответа тут нет. И я даже очень рад, что не могу тебе ответить. Не могу тебе ответить, но мне от этого не стыдно, и никто не сможет мне сказать, что я дал неправильный ответ. Этот ответ правильный. Правильный ответ – это когда тебя спросят почему, а ты ответишь: «Не знаю».
Я знаю только одно – что этот твой вопрос адресован не мне, а Господу. Задай его Ему. Упади на колени, заплачь, посмотри Ему в глаза – так образуется связь: мы смотрим в глаза Тому, с Кем говорим.
– Посмотри Мне в глаза, – говорит тебе Господь, – посмотри на Мои руки, на Мое ребро, на Мою священную главу, на ноги. Если можешь, войди в Мою душу («душа Моя скорбит смертельно» – Мф. 26: 38) и говори. Излей свою боль, и тогда Я тебе отвечу.
И ты говоришь Ему всё.
Желаю тебе, чтобы тебе ответил Господь, а не я. Потому что ты звонишь мне по телефону и спрашиваешь: «Ну почему это случилось в моей жизни?!» Но мне ли отвечать на это? Есть Тот, Кто может тебе ответить. А я знаю одно: что Господь тебя любит, и второе: это исключено, чтобы Он совершил ошибку. И еще знаю, что я пребываю за воротами рая, и боль вошла в мою жизнь, а душа моя не исправится без боли.
Позволь рассказать тебе кое-что простое. Один человек сказал мне:
– Каких только грехов я не делал в жизни, когда всё было хорошо.
Я ответил ему:
– Мы с тобой коллеги.
– Что ты имеешь в виду?
Я имею в виду расслабленность и житейский комфорт, поскольку жизнь без креста ведет к успокоенности типа: «Ну, а теперь давай расслабляться по полной!» Всё в жизни становится нам безразлично, мы ленивы, вялы, бездельничаем, лодырничаем. У тебя есть деньги, и ты их тратишь, злоупотребляешь кое-чем. А потом вдруг начинается экономический кризис, приходит бедность, и ты – гоп! – сразу же приходишь в себя. Злоупотребления прекращаются.
Произошло что-то плохое для тебя, но оно принесло с собой хорошее: ты покаялся, задумался, понял
Ты совершал грехи, вел ночную жизнь, бросил жену, но тут происходит потрясение, и ты приходишь в себя. Произошло что-то плохое, но оно принесло с собой хорошее. Это хорошее то, что ты покаялся, задумался, понял, что эта земля, по которой мы ходим, нестабильна, что существует смерть, существует и конец.
Молодые люди часто бывают более искренними и чистыми, когда ставят диагноз своей душе. Кто-то сказал мне:
– Когда я получил сертификат по английскому, то в ту же ночь наделал грехов!
Чтобы получить диплом, он молился, нес крест чтения и утруждал себя. Сколько учащихся выпускного класса говорят:
– Ой, я столько читаю, что от усталости даже на грех сил не хватает!
Крест – это чтение. Ты изнурен, не совершаешь грехов, но, однако же, мечтаешь: «Вот летом, когда кончатся экзамены, что хочу, то я и буду делать!»
Ну что, это правда, мы такие? А разве таким должно быть обещание, которое ты даешь Богу? Ты всё равно что бросаешь Богу вызов, говоришь Ему:
– Господи, если хочешь, чтобы я был хорошим ребенком, всегда держи меня в узде!
И Бог отвечает:
– Я не хочу держать тебя в узде. Хочу, чтобы ты сам затянул пояс своей жизни.
Бог не хочет держать тебя в узде – Он хочет, чтобы ты сам затянул пояс своей жизни
Как монахи, которые носят пояс, они его затягивают, и пояс этот означает умерщвление плоти. То же делает и Честной Крест в твоей жизни. И Бог видит, что ты подвизаешься, и оставляет тебя, чтобы ты продолжал подвизаться дальше. А стоит ослабить себе пояс, как ты тут же забываешься, сбиваешься с пути и оказываешься в чужих садах. И Бог говорит: «Если оставлю эту овечку, волк ее съест! Пошлю-ка Я ему какое-нибудь затруднение, испытание, искушение, удар», – и ты возвращаешься на верный путь.
Если же опять отклоняешься от пути, тогда уже попадаешь в больницу дней на 7–8, смотришь там в потолок и думаешь: «Что же я буду делать? Как же моя жизнь стала такой?» – и опять всё обдумываешь снова и снова. А потом от размышлений доходишь до Бога, доходишь и до смысла жизни.
Когда у тебя всё хорошо, ты не думаешь ни о чем. Попробуй подойти к юноше, когда он развлекается в ночном заведении, и сказать ему что-нибудь из того, о чем мы сегодня говорили. Он тебе скажет:
– Да оставь ты меня, дружище! Дай мне жить своей жизнью! Развлекаться!
Но когда придешь к нему в отделение интенсивной терапии, он будет заглядывать тебе в глаза, ожидая помощи, выхода из положения, утешения.
Крест делает нам добро. Другое дело, что заставляет нас испытывать при этом боль.
Дорогие братия, все мы распяты, один больше, другой меньше, но только один почитает крест, а другой его не понял, негодует, нервничает. Давайте взглянем на Господа, чтобы каждому получить свой ответ. Для этого надо просто погрузиться в боль, отвергнуть себя, смириться, сокрушиться, помолиться, заплакать, и тогда Бог придет, и ты утешишься!