ВЕЛИКИЕ ПОДВИЖНИКИ ЛАВРЫ. ПРЕПОДОБНЫЙ АГАПИТ
С именем преподобного Антония связано житие многих подвижников монастыря. Десятки монахов получили от старца благословение на иноческую стезю. Среди них был и Агапит, вошедший в святцы Церкви как безвозмездный доктор, который исцелял не только лекарствами, но и молитвой.
Азы медицины ему преподал сам святой Антоний — преподобный хорошо разбирался в травах, правилах питания, лично ухаживал за больными.
Когда кто‑то из братии заболевал, Агапит оставлял свою келью, приходил к больному и служил ему, поднимая его, укладывая, вынося на своих руках и непрестанно моля Бога о спасении болящего. Вместе с уходом святой давал своим пациентам зелье, которое готовилось с молитвой и верой в Бога.
Сначала Агапит был только монастырским лекарем, но со временем слух о нем распространился в городе, и многие больные стали приходить к нему и уходили здоровыми. Народная слава безмездного врача распространилась очень быстро, и очень скоро печерский монах стал составлять конкуренцию признанным столичным светилам медицины. Патерик донес до нас несколько историй, связанных с Агапитом.
Жил в Киеве один врач-армянин. Он был очень грамотным, и искуснее его в столице в то время отыскать было невозможно. Бросив лишь несколько взглядов на больного, он тут же ставил диагноз, называя день и час смерти, никогда не ошибаясь при этом, но и не пытаясь такого человека лечить.
Один из таких больных был принесен в Печерский монастырь. Он был министром князя Всеволода, и армянин привел его в отчаяние, предсказав ему через восемь дней смерть.
Агапит, помолившись о нем, дал ему принять зелье, и в конечном итоге вельможа оказался здоровым. После этого случая о преподобном пронеслась молва. Армянин, пылая злобой на Агапита и понимая, что тот лишает его клиентов, решил сделать монаху пакость.
Завистник послал в Печерский монастырь одного осужденного на смерть — слугам приказали напоить бедолагу отравой, с тем расчетом, чтобы яд подействовал во время пребывания арестанта в келье Агапита. Но случилось непредвиденное — видя умирающего невольника, монах напоил его травой, и тот остался жив. Случившееся еще больше разозлило армянина. Он подкупил людей, которые отравили всю пищу в келье Агапита. Но Господь сохранил подвижника — яд не принес ему вреда.
Спустя некоторое время армянин принялся лечить тяжелобольного Владимира Мономаха, но все было тщетно — князь таял на глазах. Его гонцы прибыли в монастырь просить игумена отпустить Агапита в Чернигов, где и находился лежащий на одре князь. Но святой врач отказался покидать обитель. Гонцы, поняв, что лекарь не пойдет с ними, стали просить хотя бы зелье. Святой его дал. Лекарство привезли к князю, он принял его и стал здоров.
Благодарный Владимир Мономах пришел сам в Печерский монастырь осыпать целителя дарами. Но Агапит скрылся, и принесенное для него золото князь отдал игумену. В скором времени Владимир снова послал одного из бояр своих со многими дарами к Агапиту. Посланник, найдя его в келье, положил пред ним принесенное. Святой же сказал ему: «Чадо, я никогда ни от кого не брал ничего, потому что никогда не исцелял силой моей, но Христовою; и теперь не нуждаюсь в этом». Боярин отвечал: «Отче, князь знает, что ты не берешь ничего, но, прошу тебя, уважь правителя, прими это и отдай, если хочешь, нищим». Отвечал ему старец: «Передай ему, что и все прочее, что он имеет — чужое, и ничего не может он взять с собой, отходя из жизни, так пусть раздаст то нищим». Сказав это, Агапит взял принесенное золото, как бы для того, чтобы спрятать, вынес его из кельи, бросил, а сам побежал и скрылся. Боярин же подобрал дары и отдал игумену Иоанну. Вернувшись к князю, он рассказал ему о святом все, что видел и слышал. Мономах, не осмеливаясь больше ослушаться святого, стал щедро раздавать имение свое нищим.
После многих трудов и подвигов заболел и сам отец Агапит. Узнав об этом, вышеупомянутый врач-армянин пришел посетить его и завел с ним разговор о врачебном искусстве, спрашивая его, каким зельем лечится такой недуг. Отвечал блаженный: «Тем, что дает Господь». Армянин понял, что старец очень поверхностно знает медицину, и стал насмехаться над монахом. Потом, взяв его за руку, сказал: «Истину говорю я: на третий день ты умрешь. Если же не сбудется мое слово, тогда я переменю свою жизнь и стану сам таким же монахом». Святой с гневом ответил: «Таков ли способ твоего лечения? Ты больше говоришь о смерти, чем о помощи. Если ты такой искусный, дай мне жизнь. Если же нет, то молчи! И знай, что я умру только через три месяца!»
Агапит, как и предсказывал, прожил три месяца и, немного поболев, отошел к Господу месяца июня в первый день. По смерти святого армянин пришел в Печерский монастырь и сказал игумену: «С этих пор я истинно верую в Господа Иисуса Христа и хочу стать монахом». Его просьба была удовлетворена, и он остаток дней провел, подражая своему бывшему конкуренту, который смог привести его к вере.