Записки лаврского гостиничного
Четвертый год я тружусь дежурным администратором паломнической гостиницы Киево-Печерской Лавры. С детства мне снились церкви, часто слышал колокольный звон. Бабушка по материнской линии была человеком верующим. У нее с дедом было шесть дочек, одна из них — моя мама Ольга. Дед — председатель колхоза. Хата старенькая, крыша соломенная. Храма в селе не было. Бабушка ходила в соседнее село за семь километров в церковь, а дома зажигала свечи и молилась. Она ходила пешком и в Лавру. Она всегда нам говорила, что еще надо заслужить право человеку попасть в этот монастырь. О времени, когда разрушали и взрывали храмы, бабушка рассказывала, что перестали в ту пору петь птицы, солнце стало светить не так ярко, а небо было всегда хмурое. Природа оплакивала страшные дела рук человеческих.
Моя бабушка говорила, что раньше в православные праздники — на Пасху, Рождество, Троицу, Успение — все родственники собирались вместе. Теперь ее слова повторяет мама, напоминая и о том, что людей в православные праздники надо встречать как посланников Божиих. В нашем селе очень много верующих людей. Когда я учился в школе, нам запрещали праздновать православные праздники, эти дни обязательно занимали какими-то мероприятиями.
У отца была пасека, мы с братом помогали ему. Меня всегда удивляло, какие пчелы дружные, а отец всегда нам говорил, что мы все тоже должны быть такими же дружными, как эти пчелы (у меня 3 сестры и 2 брата). Мама часто пела: корову доила — пела, убирала в хате — пела, работала на огороде — пела. Мы выросли на маминых песнях. А вечерами она молилась за всех нас. Материнская молитва о детях — самая сильная защита и помощь в жизни. Я очень люблю своих родителей. Они научили меня уважать старых людей и помогать им. У нас в селе было много одиноких пожилых вдов и женщин, которых во время войны угоняли в Германию. Всегда старался им помочь: воду носил, дрова колол, а когда они ушли в вечность, стал молиться за них, свято веря, что они там также молятся о нас.
В детстве я часто болел, и однажды старшая сестра, студентка медицинского института, находилась возле меня целых две недели, выхаживала. Она тогда сказала мне, что я должен верить в Бога, что Он меня укрепит, даст здоровья, только надо ему молиться. Тогда я и выучил молитву «Отче наш». И с тех пор никогда с ней не расставался. Любое дело начинал и начинаю с этой молитвы. Будучи студентом, фотографировал все святые места Киева. Тема дипломной работы была «Культура Киевской Руси». А впервые в Лавру меня привела моя старшая сестра и сказала мне, что только с Богом мы можем прожить жизнь достойно, и все, что мы заслуживаем, Господь нам даст. С тех пор я старался как можно чаще бывать в Лавре. Хоть на пять минут забегал, душа просила, особенно, если случались проблемы. Познакомился с трудниками, послушниками. Мне Бог во всем помогал и помогает.
Однажды мне сказали, что нужен администратор в гостиницу для паломников. Восемь лет ходил в Лавру и не знал, что есть такая гостиница.
Вскоре у меня началась новая жизнь. Я заново родился. В Лавру приезжают разные люди, все со своими проблемами и бедами, много страждущих и болящих. Встречаясь с паломниками, слушая их истории, невольно многому учусь у этих людей, теперь осознаю, что все в жизни каждого человека промыслительно, вершится по Божией воле. Теперь каждого паломника встречаю как самого дорогого гостя, как посланника Божьего. А результатом каждой интересной встречи стали эти рассказы о людях, посещающих Киево-Печерскую Лавру, об их пути к Богу, о необычных судьбах, о поисках самих себя и смысла жизни.
(паломница из Дальнего Востока)
Мои родители родом из Кировоградской области, с Украины. Когда в 1933 году был страшный голод, мама с братьями уехали на Дальний Восток, на станцию Магдачи. Когда мне было лет 5-6, бабушка часто рассказывала про свою родину, какие там белые хатки, как там красиво весной. Она очень скучала по Украине и говорила только на украинском языке. Мама говорила только по-русски, а я внимала бабушкиным рассказам и мысленно путешествовала на неведомую мне Украину. В доме висел вышитый украинский рушник со словами: «Хоть денег ни гроша, но зато слава хороша». Повзрослев, я спросила: «Какой смысл слов на рушнике?» Бабушка мне ответила: «Человек красен не деньгами, а славными и добрыми делами». Я помню, как бабушка летним ранним утром стучала нам в окошко и приносила ягоды голубицы.
Дедушка и бабушка были великими тружениками. У них были огромнейшие теплицы, и они всю жизнь выращивали огурцы, помидоры, перец, баклажаны. Дом престарелых, который находился рядом с их жильем, они всегда бесплатно снабжали своими овощами. Бабушка мне много раз рассказывала о Киево-Печерской Лавре, о святых мощах, которые нетленными лежат в пещерах много столетий.
Прошло полвека, теперь я уже сама бабушка, и наконец-то осуществилась моя мечта: я приехала в прекрасный город Киев и Киево-Печерскую Лавру. Добиралась до Киева семь суток на поезде. Теперь смогу осуществить еще одну мечту моих родственников — привезти земельку с нашей родины на Дальний Восток. В Лавре я исповедалась, причастилась, помолилась каждому святому в Ближних и Дальних пещерах — и более счастливого человека нет на свете! Чувства мои просто не передать словами! Я, грешница, прикоснулась к таким святыням. Подала записки за всех своих живых и умерших родственников, помазалась маслом от мироточивых глав. Сама я перенесла онкологическую операцию. Когда молилась у мощей, просила Бога, чтобы через два года еще раз сюда попасть. Спасибо всем добрым людям, которые мне встретились на пути в Киев и Лавру. Слава Богу за все!
Летом 2010 года на пороге лаврской гостиницы появилась женщина старше сорока лет и рассказала, что она из Сибири и добиралась до Лавры семь суток, а зовут ее Ольга. Приехала она ровно на одни сутки. Недавно у нее умерла мама в возрасте старше 80-ти лет. Перед смертью она открыла дочери историю ее появления на свет: «Мы прожили с твоим отцом 25 лет, и у нас не было детей. Я все эти годы молилась день и ночь, чтобы Господь Бог даровал нам дитя. Последней моей надеждой оставалось посещение Киево-Печерской Лавры. Больше месяца жила в Лавре и молилась Антонию и Феодосию и всем Киево-Печерским святым, и просила только об одном — о рождении в нашей семье ребенка. Киево-Печерские святые помогли, Господь Бог услышал молитвы святых и даровал мне дитя».
Мать научила Ольгу вере и молитве. Главной мечтой дочери было приехать в Киево-Печерскую Лавру хотя бы на один день, помолиться за мать и поблагодарить всех святых, по молитвам которых к Богу ей дарована жизнь. Ее мечта осуществилась. Но в гостинице в этот день мест не было, поселить паломницу было некуда, даже на один день. Я думал о том, как помочь устроить на ночлег женщину, приехавшую издалека. Вдруг радостная Ольга говорит: «Я могу посидеть и помолиться на улице эту ночь, возле гостиницы. Я так счастлива, что нахожусь в Лавре».
В это время зазвонил телефон. Женщина из Кировограда сообщила, что снимает свою бронь. Так скоро устроилось одно местечко для благодарной паломницы из Сибири.
Весной 2009 года в гостиницу Лавры пришла пожилая женщина лет 80-ти. Ноги и руки у нее дрожали, а палочка, на которую она опиралась, стучала о мой стол, как будто бил барабан. Родом она была из Черкасской области, приехала приложиться к печерским святыням. Открыл ее паспорт и увидел, что она 1939 года рождения, но выглядит намного старше. Я спросил ее: «Кто Вас так расстроил и довел до такого состояния? Дети?»
Она ответила: «Нет. Ни мужа, ни детей у меня нет. Я одинокая. Прожила жизнь только с Богом, а до такого состояния меня довели две мои родные сестры. Из хаты выживают, покоя не дают, хоть в лес идти жить. Вот я и приехала в Киево-Печерскую Лавру помолиться о здравии своих сестер, чтобы Бог все управил. Всю жизнь проработала, а теперь жить негде».
Я предложил женщине присесть на стул. Палочка ее непрерывно стучала, как будто просила впустить ее назад, в свой дом. Меня удивило христианское смирение этой женщины. Она прожила в Лавре два дня и отправилась дальше по святым местам, возвращаться было некуда. Помоги ей, Господи!
Владимир Осауленко
Печерский листок №13