Facebook
Останні фото
1102 1115 1117 1110
Архів

4 июня — Начало Петрова поста

Апостолы Петр и Павел

Петров пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы, дата которого, в свою очередь, зависит от даты празднования Пасхи. Поэтому продолжительность поста варьируется от 8 до 42 дней.
Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским.
Основная цель поста заключается в подготовке к торжествам во имя двух первоверховных апостолов, которая практикуется верующими с первых веков христианства.
Петров пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.Духовная жизнь без поста невозможна. Эта истина не отвлеченно-богословская, а подвижническая, за которую заплачено кровью. Внешний устав не есть совершенный пост. И потому нельзя ограничиться им, но внутренние высшие задачи поста невозможны без соблюдения внешнего постного устава.
В. Свенцицкий

«Мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю» (Деян. 14,15)

Позади остались восемь недель празднества. Оком души мы зрели Голгофу, светоносное Воскресение Христово и спогребались и совоскресали с Ним. Были свидетелями Его славного Вознесения – и, может быть, впервые осознали, что и нам, грешным и недостойным, в этом Вознесении даровано высокое обетование. Таинственно и непостижимо для ума, соприсутствия в Сионское горнице, мы удостоились пришествия Духа Святого, обновившего и озарившего Нетварным Божественным светом грешное и несовершенное наше естество.

После таких великих и благодатных дней, соделавшись храмами Святого Духа, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить низким порокам, чтобы душа наша и то, что мы обрели за это время таким трудом, не было осквернено ничем нечестивым. Потому Святая Церковь и призывает нас по примеру святых апостолов Петра и Павла к посту и молитве в эти дни, к внутреннему духовному деланию.

И Петров пост установлен, как и для выражения чувства благодарности за ниспослание Утешителя, так и в честь апостолов Петра и Павла, потому что через них мы сподобились многих благ, и они явились для нас делателями и учителями поста, послушания.

Воспоминая этих апостолов, мы можем почерпнуть для себя урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного.

Разве не вероятным кажется нам, что отрекшийся от Христа затем соделался незыблемым камнем веры, а гонитель Церкви – великим благовестником любви Божией? Но Господу все возможно. Как бы ни были тяжелы наши грехи, надо уповать на неизреченное милосердие Божие.

Потому что апостолы были люди подобострастные нам, такие же, как и мы. Но верой, любовью и усердием к Богу, терпением и понуждением себя от всякого греха и беззакония, они угодили Богу и достигли вечного покоя и блаженства. И нас приглашают они следовать за собой, молясь день и ночь Богу о спасении всех нас. Они призывают нас прилепиться всем сердцем к Богу и святым Его.

Рыбак Петр закинул во глубины оскверненного грехом мира спасительный невод и повлек неисчислимое множество душ в светозарное Царствие Небесное. Делатель шатров Петр раскинул над Вселенной шатер благовествования. Однако путь апостолов Петра и Павла к сиянию святости не был изначально прост и прям. Это был путь человеческий и ноги последователей кровоточили на этом пути.

Святые апостолы мужественно шествовали путем Христовым, перенося унижения и осмеяния, бедствия и заточения и, наконец, запечатлели свое служение мученической кончиной и воссели на Небесах в лучезарных венцах.

Да, апостолы, по пришествии Пятидесятницы, приняв Святого Духа и постившись сорок дней, просветили Светлом Христовым всю Вселенную. Мы не дерзнем даже думать о таких подвигах, но в меру отпущенных нам сил и способностей понесем этот свет хотя бы нашим близким, озарим им хотя бы маленький уголок огромного внешнего мира.

Пусть же пример святых апостолов удерживает нас от отчаяния в немощах и падениях наших.

Прежде всего, Петровым постом надо чаще ходить в храм и участвовать в богослужении. Нельзя извинять себя различными личными обстоятельствами, возможностями и невозможностями. Конечно, никто не может посещать все постные богослужения, но каждый может бывать хотя бы на некоторых из них. В первую очередь – это субботние и воскресные службы.

В течение поста необходимо, чтобы хотя бы один день был посвящен Таинству Исповеди и Причастия.

Но, лишая себя этих нескольких раз, мы лишаем себя не только красоты и глубины православных богослужений, но и того, что придает нашему пощению смысл, делает его действенным.

Мы должны через облегчение для тела ощутить Его присутствие в своей душе; молитвой изгоняется из нас все недоброе.

Пост, как физическое лишение или ограничение пищи совершенно бесполезен без его второй, духовной составляющей. Духовная сторона поста состоит в том, чтобы мы весь наш постный подвиг сосредоточили на Боге, устремили к нему…

«Мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю» (Деян. 14,15)

ЧТО МОЖНО ЕСТЬ В ПЕТРОВ ПОСТ

Петров пост в отношении пищи менее строг, чем Великий. Меру строгости поста каждый должен выбирать с учетом состояния здоровья и подготовленности к посту.

По монастырским правилам во время поста исключаются мясные и молочные продукты. Рыба в данный пост дозволяется, кроме понедельника, среды и пятницы. В понедельник, среду и пятницу нельзя употреблять растительное масло и рыбу. При этом понедельник — горячая пища без масла, среда и пятница — строгий пост (холодная пища без масла). Но по вторникам и четвергам церковный устав разрешает пищу с растительным маслом; по субботам и воскресным дням, а так же в дни памяти великого святого или храмового праздника — рыбу. Если праздник приходится на среду или пятницу, то разговев (начало вкушения мясной пищи) переносятся на следующий день, а в этот день можно вкушать рыбу. Так на праздник Рождества Иоанна Предтечи (7 июля) по Уставу разрешается рыба.

 

СМЫСЛ ПЕТРОВА ПОСТА

Петров пост, как и любой из четырех многодневных постов в году,призывает нас к самосовершенствованию, к победе над грехами и страстями. В эти дни и недели мы пытаемся почувствовать правильную внутреннюю иерархию своей жизни: решаем для себя, что тело должно стремиться к душе, душа — к духу. И весь человек должен быть устремлен к Богу. Пост, то есть наше добровольное воздержание, призывает нас пройти по этому пути.

Кроме того, пост объединяет людей, верующих во Христа. Вместе постясь, мы ощущаем себя членами единой Церкви, единой общины верных Спасителю и Его заповедям. Тем самым мы признаем, что все, что проповедовал Христос, — истинно. То есть пост — это не только самосовершенствование, но и наше свидетельство всему миру о том, что мы христиане.

Не каждый из нас может поститься так строго, как это предписывает Церковь, но каждый из нас может засвидетельствовать то, что он часть Церкви, — соблюдая пост в меру своих сил и со всей искренностью. Меру поста лучше всего согласовать с духовником.

 

Комментарии запрещены.